28 марта 2024, Четверг

За пределами Солнечной системы обнаружили «запретную планету»

25.02.2023 Разместил: Редакция ESOREITER 3437

Открытие этой системы бросает вызов теориям формирования планет.

За пределами Солнечной системы обнаружили «запретную планету»Фото из открытых источников / Представление художника о большой планете, вращающейся вокруг маленькой красной карликовой звезды TOI-5205 / Научный институт Карнеги

Астрономы обнаружили необычно большую планету, вращающуюся вокруг маленькой звезды, расположенной примерно в 280 световых годах от Земли. Исследование на соответствующую тему опубликовано в Astronomical Journal.

Необычный размер планеты под названием TOI 5205b побудил исследователей назвать его «запретной планетой».
Планету размером с Юпитер обнаружили исследователи с помощью спутника NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS).

Обнаруженная экзопланета вращается вокруг красного карлика под названием TOI-5205, размер и масса которого составляют около 40% от размера и массы Солнца, а температура составляет около 3127 градусов по сравнению со средней температурой солнца в 5527 градусов.

Звезда-карлик M меньше, холоднее и краснее нашего солнца. Эти тусклые звезды являются одними из самых распространенных во Вселенной, и в последние годы астрономы обнаружили, что M-карликовые звезды с большей вероятностью имеют вращающиеся вокруг них планеты.

Однако астрономы не ожидали, что у таких маленьких звезд есть планеты-гиганты. И именно это обнаружили астрономы, когда более внимательно изучили планетарную систему TOI-5205.

«Звезда TOI-5205 примерно в четыре раза больше Юпитера, но ей каким-то образом удалось сформировать планету размером с Юпитер, что довольно удивительно», - сказал автор исследования Шубхам Канодиа из Научного института Карнеги в Вашингтоне.

Астрономы обнаружили несколько газовых планет-гигантов, вращающихся вокруг старых звезд-карликов M, но TOI 5205b - первый газовый гигант, обнаруженный вокруг звезды-карлика M с малой массой.

Поскольку звезда намного меньше, то планета больше похожа на горошину, вращающуюся вокруг лимона, сказал ведущий автор исследования Шубхам Канодиа из Научного института Карнеги.

Звезды образуются из массивных облаков газа и пыли в космосе. Оставшийся материал от звездообразования вращается вокруг звезды и создает вращающийся диск, из которого рождаются планеты.

«Существование TOI-5205b расширяет наши знания о дисках, в которых рождаются эти планеты», - сказал Канодиа. «Вначале, если в диске недостаточно скалистого материала для формирования начального ядра, то невозможно сформировать газовую планету-гигант».

И, в конце концов, если диск испарится до образования массивного ядра, то невозможно сформировать газовую планету-гигант.

«И все же TOI-5205b сформировался, несмотря на эти ограничения. Исходя из нашего понимания формирования планет, TOI-5205b не должна существовать, это какая-то «запретная планета».

Исследователи собираются наблюдать за планетой с помощью космического телескопа Джеймс Уэбб, который мог бы определить, есть ли у TOI-5205b атмосфера, и раскрыть больше загадок о ее формировании.

Последние наблюдения «уже намекают на присутствие большего количества таких планет, что говорит о том, что TOI-5205 b, хотя и является редким явлением, но не единственная», — написал в своем блоге Канодиа.