25 апреля 2024, Четверг

Бетельгейзе, вероятно, не собирается умирать, выяснили астрономы

13.08.2022 Разместил: Редакция ESOREITER 2324

Бетельгейзе - ближайшая к Земле красная сверхгигантская звезда, и, по прогнозам, она скоро взорвется. Однако последние наблюдения показывают, что она еще не собирается сдаваться.

Бетельгейзе, вероятно, не собирается умирать, выяснили астрономыФото из открытых источников

Звезда, находящаяся на конечной стадии своего существования, частично взорвалась в 2019 году. Удивительно, но телескоп Хаббл запечатлел ее восстановление.

Бетельгейзе - ближайшая к Земле красная сверхгигантская звезда, и когда в 2019 году она начала внезапно тускнеть, она привлекла к себе внимание всего мира. Это будет первый случай, когда мы сможем увидеть, как звезда коллапсирует и взрывается.

Астрономы теперь подтвердили, что ярко-красная звезда-сверхгигант действительно взорвалась в 2019 году, потеряв значительную часть своей видимой поверхности и вызвав гигантский выброс поверхностной массы (ВПМ). Бетельгейзе выбросила в 400 миллиардов раз больше массы, чем обычный выброс на Солнце. Сейчас она медленно восстанавливается после этой катастрофической травмы.

«Бетельгейзе делает некоторые очень странные вещи прямо сейчас. Внутренняя часть как бы подпрыгивает», - заявила астрофизик из Центра астрофизики Гарварда и Смитсоновского института в Кембридже Андреа Дюпре.

Астрономы использовали телескоп «Хаббл» и несколько других обсерваторий для наблюдения за звездой. Наблюдения показали, как красные звезды в конце своей жизни теряют массу, когда их печи ядерного синтеза выгорают, а затем взрываются как сверхновая.

НАСА заявило, что величина потери массы значительно влияет на их судьбу. Однако удивительно капризное поведение Бетельгейзе не доказывает, что звезда вот-вот взорвется в ближайшее время.

«Мы никогда раньше не видели выброса огромной массы с поверхности звезды. Есть что-то, что мы не до конца понимаем. Это совершенно новое явление, которое мы можем наблюдать непосредственно и определять детали поверхности с помощью Хаббла. Мы наблюдаем за эволюцией звезд в режиме реального времени», - добавила Андреа Дюпре.

Что произошло в 2019 году?

Телескопы, направленные на Бетельгейзе в 2019 году, обнаружили, что звезда внезапно тускнеет, что первоначально считалось началом ее конца. Однако дальнейший анализ показал, что неожиданное затемнение было вызвано огромным количеством горячего материала, выброшенного в космос. Образовавшееся пылевое облако закрыло собой свет звезды.

Бетельгейзе легко найти на правом плече созвездия Ориона, что делает ее видимой даже в обычные телескопы, которыми пользуются астрономы-любители. Сейчас звезда настолько велика, что, если ею заменить Солнце, то ее внешняя поверхность выйдет за пределы орбиты Юпитера.