29 марта 2024, Пятница

Все дело в размерах: ученые выяснили, почему на Марсе исчезла вода

20.09.2021 Андрей Ветров 2755

Согласно новому исследованию, Марс из-за своих небольших размеров был обречен на высыхание. Результаты исследовательской работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Все дело в размерах: ученые выяснили, почему на Марсе исчезла водаФото из открытых источников

Ученым известно, что в древности на поверхности Марса была вода, текли реки и даже был огромный океан, который покрывал собой большую часть северного полушария. Однако эта вода исчезла вместе с частью атмосферы около 3,5 млрд лет назад. Считается, что весь этот катаклизм произошел из-за потери Красной планетой собственного магнитного поля.

Теперь у ученых возникла новая версия относительно пребывания и последующего исчезновения воды с поверхности Марса. Они считают, что Красная планета в принципе не способна удерживать поверхностные воды из-за своего малого размера.

Команда исследователей во главе с аспирантом в лаборатории Чжэнь Тянем измерили содержание различных изотопов калия в 20-ти метеоритах с Марса, возраст которых варьировался от 200 миллионов лет до четырех миллиардов лет.

Ученые использовали калий в качестве индикатора для более «летучих» элементов и соединений — таких, как вода, способной переходить в газообразное состояние при относительно низких температурах. Они обнаружили, что Марс потерял значительно больше летучих веществ во время своего формирования, чем Земля, которая примерно в девять раз массивнее Красной планеты.

Существует определенное пороговое значение размеров планеты, позволяющее удержать на поверхности достаточное количество воды, необходимой для появления жизни и тектоники, - считает соавтор исследования, доцент кафедры наук о Земле и планетах Вашингтонского университета в Сент-Луисе Кун Ванг, поэтому судьба Марса была предрешена с момента его формирования.

Члены команды считают, что новая работа поможет астрономам в поисках пригодных для жизни планет в других звездных системах.