Как появился Лувр — история

  • SEOspecialist
  • 05.08.2022
  • Комментарии закрыты

Как появился Лувр - история

Лувр по праву возглавляет список наиболее старых и крупных музеев мира. В нём собраны сотни тысяч самых различных экспонатов — от живописных полотен и скульптуры до археологических артефактов. Но раньше это была роскошная резиденция французских королей.

История Лувра теряется в веках. Само название, как считают историки, происходит не то от латинского слова lupus, то есть «волк», поскольку леса здесь кишели волчьими логовами, не то от названия владений аббатисы VII века Бургондофары, которая подарила местечко Лувр монастырю близ Парижа. Правда, от построек аббатисы не осталось ничего. А вот от строений XII века кое-что сохранилось.

Старый форпост

В 1190 году король Франции — кстати, первый, назвавший себя не королём франков, а именно Франции, — Филипп II Август из династии Капетингов решил построить на Сене мощную крепость, чтобы защищать свои земли от набегов из Нормандии. На средневековые стены тогдашнего Лувра можно посмотреть, спустившись в подземную часть современного музея. Они мощные и толстые. Дворца в нашем понимании при Филиппе не существовало. Это было надёжное фортификационное сооружение.

Своей резиденцией Лувр сделал в XIV веке другой король — Карл V из династии Валуа. Туда переехала королевская сокровищница, хранившаяся до этого у рыцарей-храмовников. Но настоящим дворцом Лувр стал только в 1546 году. Именно с этого времени французские короли стали сносить крепостные сооружения, которые стали совершенно ненужными, потому что город давно уже защищали мощные стены Парижа. Франциск приказал снести Большую башню. В 1546 году по его настоянию была разрушена вся западная стена, при Генрихе II и Карле IX уничтожили южную стену — на месте разрушенного появились сооружения в духе ренессанса. В 1594 году король Генрих IV затеял объединение Лувра с принадлежавшим Екатерине Медичи дворцом Тюильри и начал строительство Большой галереи. Расширение продолжалось и при Людовике XIII, и при Людовике XIV, благодаря чему площадь Лувра увеличилась в четыре раза.

Впрочем, «король-Солнце» потерял интерес к старому Лувру, когда перебрался в Версаль и сделал тот своей резиденцией. Кое-что из королевских сокровищ он перевёз с собой, но много произведений искусства осталось в Лувре. За несколько веков короли накопили немало ценностей. Началось всё с Карла V и его братьев — Людовика Анжуйского, Жана Беррийского и Филиппа Бургундского. Все они были страстными собирателями редкостей и меценатами. Роскошь они не представляли себе без великолепных полотен, скульптур и иллюстрированных миниатюрами манускриптов.

Но настоящим ценителем прекрасного был Франциск I, создавший в Лувре «кабинет картин», то есть первую настоящую коллекцию живописи. Франциск приобретал полотна у художников, а то и принимал их под королевской крышей. Среди обласканных королём живописцев оказались Андреа дель Сарто и Леонардо да Винчи. Андреа создал в Фонтебло на основе итальянской французскую школу живописи, а картины Леонардо были приобретены королём у душеприказчика художника. Их было восемь — «Мадонна в скалах», «Святая Анна, Дева Мария и младенец Иисус с агнцем», «Мона Лиза», «Прекрасная Ферроньер», «Святой Иоанн Креститель», «Вакх», «Похищение Прозерпины» и «Леда». Последние две исчезли, авторство «Ферроньер» и «Вакха» достоверно не подтверждено, но и так король мог считаться обладателем несомненных полотен великого мастера.

Страстью к коллекционированию страдал и Генрих IV. Причём он озаботился не только приобретением новых полотен, но и реставрацией старых, и не только в Лувре, но и в королевском дворце в Фонтебло. При Генрихе в Лувре появились полотна ещё одного великого живописца — фламандца Рубенса. А при последующих Людовиках коллекция пополнилась работами Тициана, Рафаэля, Корреджо, Карраччи, Караваджо, Рембрандта, ван Дейка, Гольбейна и других мастеров.

Войны помогли

Пополнялись коллекции за счёт частных собраний, в том числе банкира Ябаха, кардиналов Мазарини и Ришельё. Королевская коллекция занимала уже семь больших залов Лувра, четыре зала в отеле Грамон и множество помещений в Версале. В 1679 году с рисунков стали делать гравюры, которые неожиданно стали необычайно популярными у просвещённой публики. В это же время королевские коллекции стали демонстрировать на временных выставках. В Лувр стали допускать живописцев и скульпторов, которым разрешили копировать великие произведения искусства.

Большим ценителем прекрасного был и Людовик XVI, тот самый, который сложил голову на гильотине. При нем Лувр пополнился картинами старых мастеров и молодых талантливых современников. Ещё Людовик XIV вынашивал идею сделать из Лувра музей изящных искусств. Хотя он пребывал в Версале и увёз туда все, что было приятно его глазу, в Лувре всё равно оставалось более 400 картин, а также присланные из Рима слепки с античных древностей. Да и французские живописцы и скульпторы строчили ему послания с просьбой сделать сокровища Лувра общедоступными. Первую выставку для всех желающих король устроил в 1750 году в Галерее королевской живописи в Люксембургском дворце. Хотя выставка считалась временной, действовала она вплоть до 1779 года.

В самом Лувре ещё с 1725 года в Большом зале демонстрировали свои достижения члены Академии живописи. А парижане с трепетом ожидали 1787 года, когда, как им обещали, будет открыт народный музей. Король был горячим сторонником просвещения народа, а граф Анживеллер лихорадочно закупал картины художников, которые были мало представлены в королевском собрании.

Музей в 1787 году так и не открылся. Зато в 1789 году разразилась Великая французская революция. Началась конфискация ценностей у церкви и аристократов, часть королевских сокровищ была продана, но коллекцию Лувра удалось все же отстоять, и в 1792 году революционное правительство приняло решение о создании народного музея. 10 августа 1793 года двери Лувра распахнулись для всех желающих. К тому времени король, мечтавший его создать, вот уже полгода был как мёртв.

Наибольший вклад в расширение и обустройство музея внёс император Наполеон. На время его правления Лувр стал называться музеем Наполеона. Экспонаты при нем стекались туда со всей покорённой Европы и не только. Отовсюду, где побывали его войска, в Лувр поступали картины, скульптуры, золотые и серебряные артефакты. В музее появились египетские древности, значительно расширился список античных экспонатов. Дабы не отдавать награбленное после отбытия Наполеона в ссылку, предприимчивые французы поступали просто — отправляли сокровища в провинцию. Так и сохранили достояние Лувра!

Бесценные сокровища

Сегодня в Лувре хранится огромный массив памятников изобразительного искусства. В нём есть сокровища Месопотамии, Ближнего Востока, Ирана, Древнего Египта, Греции, Рима, Этрурии, античные статуи Адониса, Артемиды, Афины, Аполлона, Ганимеда, Ники, таких исторических личностей, как Александр Македонский или Каракалла, многочисленные расписные вазы, статуи Средневековья и эпохи Возрождения, скульптура Нового времени. Здесь можно увидеть предметы ювелирного искусства, оружие, мебель, гобелены. Сотни тысяч экспонатов составляют рисунки, в том числе и великих мастеров, гравюры, эстампы и иллюстрированные манускрипты. И, конечно, множество живописных полотен.

Самое известное из них — «Мона Лиза», или «Джоконда». Её приходится держать в витрине из пуленепробиваемого стекла. Эта небольшая работа кисти Леонардо неоднократно подвергалась настоящему вандализму: её пытались облить кислотой, царапали гвоздём, обливали краской и даже похищали — 21 августа 1911 года она пропала из Лувра, когда её стащил сумасшедший итальянский патриот, решивший вернуть картину итальянскому народу. Два года он безуспешно пытался пристроить шедевр, договорился о покупке с галереей Уффици во Флоренции, тут-то его и схватили.

Кроме Джоконды в Лувре есть не менее известная работа Леонардо — «Мадонна в гроте». В музее можно увидеть начертанный клинописью «Кодекс Хаммурапи», статую Большого сфинкса из Туниса, древнеегипетскую фигурку «Сидящего писца» или же его соотечественника фараона Рамзеса II, греческую Нику Самофракийскую или Венеру Милосскую. Кстати, Лувр даже посылал экспедиции на поиски недостающих частей тела статуй, но безрезультатно. А XX век добавил Лувру ещё один артефакт — стеклянную пирамиду из 673 пластин, которая ныне служит одновременно и входом в музей.

Журнал: Загадки истории №25, июнь 2022 года
Рубрика: Невероятные артефакты
Автор: Николай Котомкин

Источник: ufospace.net

  • vkontakte
  • facebook
  • googleplus
  • twitter
  • linkedin
  • linkedin
Назад «
Вперед »