Противостояние фараонов и жрецов Египта

  • SEOspecialist
  • 30.10.2022
  • Комментарии закрыты

Противостояние фараонов и жрецов Египта

В современном восприятии владыками Древнего Египта были фараоны, наглядным символом власти и мощи которых стали пирамиды. Однако вся история древнейшей цивилизации предстаёт в несколько ином ракурсе, если объективно взглянуть на роль жреческого сословия, буквально подмявшего египетских монархов под себя, причём не только в земной жизни, но и в загробной.

Противостояние фараонов и жрецов продолжалось не менее двух тысячелетий, причём при явном доминировании последних. Фараоны частенько пытались перетянуть ситуацию на себя, иногда добивались временного успеха, но, в конечном счёте, всегда терпели поражение.

Атон не поможет

Правда, накал этой борьбы слабо прослеживается в античных источниках, зато вполне зримо проявляется в самих исторических событиях.

Вспомним, например, историю фараона Аменхотепа IV, который правил 17 лет и скончался где-то между 1336 и 1334 годами до нашей эры, В переводе его имя означает «Амон доволен». Амон в данном случае — бог воздуха, но в указанный период его образ стал сливаться с образом солнечного бога Ра, от которого и пошли все прочие боги. Казалось бы, какие претензии могли быть у фараона к подобному покровителю? Однако Аменхотеп затевает религиозную реформу и превращается в Эхнатона («Полезный для Атона»). При этом внедряемый им солнечный бог Атон стал этаким симбиозом мифологического Амонара и столь же мифологического внука Амона-Ра — Осириса. От религиозной реформы Эхнатона трясёт все государство, потом он как-то подозрительно быстро умирает, а основанный им в честь солнечного бога город Ахетатон («Горизонт Атона») раскатывают по камешку. Более того, после кончины Эхнатона в верхах начинается отчаянная борьба за власть с подозрительно быстрой кончиной юного и мало что сделавшего (но прославившегося своей гробницей) фараона Тутанхамона, восшествием на престол в качестве промежуточной фигуры дряхлого визиря Эйе и, наконец, пришествием военного диктатора — полководца Хоремхеба. Как штрих стоит добавить, что имя Тутанхамон в переводе означает «Угодный Амону», но его носитель в узком кругу мог называть себя и Тутанхатоном («Угодный Атону») — за это, вероятно, и поплатился, будучи убит жрецами.

О дворцовых интригах вокруг Эхнатона и его преемников написано множество книг и даже снят сериал, но подоплёка событий так и остаётся невскрытой, поскольку слабо прорабатывается ключевой вопрос: в чем, собственно, заключался смысл религиозной реформы Эхнатона? А заключался он не столько в компиляции из нескольких богов египетского пантеона одного, сколько в отстранении от власти жрецов и сосредоточении её в руках фараона.

Но чтобы понять, почему эта задача оказалась неподъёмной, взглянем для начала на богов египетского пантеона.

Мир живых и мир мёртвых

Мифологическая генеалогия начинается с бога Солнца Ра, у которого был сын Шу (бог воздуха), а у того — сын Геб (бог земли).

Представители этих трёх божественных поколений сотворили земной мир, а сын Геба Осирис обучил людей земледелию и вообще, так сказать, создал цивилизацию. Женат он был на своей сестре Исиде, но как-то раз случайно ей изменил с Нефтидой — женой (и тоже сестрой) собственного брата Сета. Та, влюбившись в Осириса, приняла вид Исиды, а согрешив, забеременела и родила сына Анубиса — будущего повелителя царства мёртвых. Исида, конечно, очень расстроилась.

Расстроился и Сет, который пригласил Осириса на пир и выставил красивый саркофаг, пообещав, что подарит его тому, кому он придётся впору. Осирис решил саркофаг примерить, залез в него, после чего крышка захлопнулась. Затем Сет и его ближние бросили саркофаг в Нил, на дне которого Осирис и скончался.

Исида саркофаг нашла и собиралась мужа оплакать. Тогда Сет труп разрубил и разбросал куски по 14 будущим провинциям Египта. Любящая Исида куски собрала и с помощью своего пасынка Анубиса сделала мумию, от которой и забеременела, родив сына Гора.

Осирис же потом воскрес, но как-то не совсем, поскольку отправился в царство мёртвых (Дуат), где стал править, имея при себе Анубиса в качестве сторожа и завхоза.

Покойники, прибыв в Дуат, представали перед Эннеадой. Это был суд девяти богов, в который, помимо Осириса, входили его прадед Ра, дед Шу, отец Геб, жена-сестра Исида, вторая жена-сестра греховодница Нефтида, тётка Осириса Тефнут, мать Осириса Нут и злодей-убийца Сет.

На одну чашу весов помещалось сердце покойника, а на другую — перо богини истины Маат. Если чаша с сердцем перевешивала, Великая Эннеада произносила обвинительный приговор и сердце съедалось Амматом — чудовищем с телом гиппопотама, пастью крокодила, львиными лапами и гривой. Если перевешивала чаша с пером, покойник отправлялся в поля Иалу — древнеегипетский аналог рая.

Помимо «девятки» из загробного мира были ещё и боги, обитавшие в мире живых, — вроде сына Осириса Гора, который, мстя за отца, собственно, и отправил дядю Сета в царство мёртвых. При этом полномочия богов часто пересекались, а сами они выступали под разными именами и в разных ипостасях, так что приведённый миф имеет большое количество разных трактовок, уточнений и дополнений.

Впрочем, во всех трактовках звучат мотивы, позже проявившиеся и в христианстве, — смерть и воскрешение бога-сына, загробный суд, царство мёртвых с разделением на грешников и праведников. Главное же отличие древнеегипетской религии от христианства — многочисленность пантеона по сравнению «с лаконичной христианской Святой Троицей.

Понятно, что египетская божественная мифология складывалась не сразу и периодически подвергалась корректировкам, по ходу которых одни боги как бы выводились на первый план, другие, напротив, отодвигались. И делалось это не просто так, а для блокировки любых попыток фараонов подогнать религию под собственные нужды.

Однако у всех богов были храмы, жрецы, определённая система обрядов с обязательными жертвоприношениями, на которые, собственно, жрецы и содержались. При этом пожертвования делались как индивидуально (в зависимости от пожеланий конкретного верующего, испрашивающего, например, у Исиды урожая или у Сета победы над врагом), так и централизованно — в форме отчисляемых жрецам налогов.

О чём молчали пирамиды

Религиозный фактор и присутствие жрецов слабо прослеживаются по памятникам, оставшимся от Раннего царства (XXX-XXVIII века до нашей эры), когда государственность только создавалась. Но эти факторы становятся очень заметными уже в период Древнего царства (XXVIII-XXII века до нашей эры), причём в самом буквальном смысле — в виде пирамид и мумий.

Превращение мёртвого тела в мумию жрецы увязывали с возможностью доступа в загробный мир, выполняя и саму мумификацию, и похоронные ритуалы, а главное, беря мумию фараона на сохранение.

Здесь, впрочем, в наших знаниях есть лакуна, поскольку представления египтян о загробном мире для нас неочевидны, но можно предположить, что в трактовке жрецов самочувствие души покойного в Иалу увязывалось с сохранностью тела.

Вероятно, именно благодаря этому жрецы и навязали фараонам традицию строительства огромных усыпальниц-пирамид, в которых мумии владык Египта должны были храниться вечно, обеспечивая пребывание души в райских кущах. И если фараон такую трактовку принимал, то уже не рисковал идти на конфликт со жрецами.

Надо полагать, сами фараоны понимали, что их сажали на крючок, и, в свою очередь, пытались играть на противоречиях между жрецами разных богов. Вероятно, иногда у них это даже получалось.

В периоды Раннего и Древнего царств столицей страны был Мемфис, расположенный примерно на границе Верхнего и Нижнего Египта, причём найденный при раскопках в тамошних местах комплекс вообще посвящён богу Птаху, который позиционировался как творец всего сущего.

Надо полгать, жрецы Птаха набрали слишком большую силу, что привело к конфликту с фараоном, междоусобицам и ослаблению страны, распавшейся и возродившейся только в период Среднего царства (XXI-XVIII века до нашей эры). Фараоны перенесли столицу выше по течению Нила — в Фивы, а Птах как-то «растворился» в других богах, с соответствующим перераспределением ранее закреплённых за ним полномочий.

Новая религиозная система с Ра, Осирисом, Великой Эннеадой и прочими богами больше устраивала фараонов, поскольку и сами они наделялись божественной сущностью, а это, в свою очередь, означало, что никаким жрецам в загробном мире они уже не подвластны.

Полномочия и функции жрецов сместились в сторону посредничества при выпрашивании милостей у богов, пополнения и развития научных знаний, а также погребальных церемоний. Однако в последнем случае жрецы смогли удержать за собой обязанности по сохранению гробниц правителей и, кстати, находившихся в них сокровищ. Эти сокровища превращались в своего рода финансовый резерв, который жрецы могли просто держать в сундуках. Учитывая характерный для них практицизм, можно предположить, что золото и драгоценности пирамид мёртвым грузом внутри исполинских сооружений отнюдь не лежали.

Кто разграбил гробницы фараонов?

II тысячелетие до нашей эры — период Среднего и Нового царства — считается временем расцвета не только Древнего Египта, но и других цивилизаций Средиземноморья. Торговля, да и вообще экономика требовали вливаний, и, надо полагать, жрецы нашли применение своим (фараоновым) капиталам.

В общем, тезис о том, что гробницы фараонов были разграблены бандами расхитителей ещё в период Античности, верен только отчасти. Скорее, ситуация напоминала сюжет «Операции Ы», когда для покрытия хищений заведующего базой группе аферистов предложили ограбить склад, с которого уже вынесено всё, что представляет ценность.

Учитывая имеющиеся у них ресурсы, жрецы могли обеспечить абсолютно надёжную охрану пирамид и находившихся в них сокровищ, и формально они её обеспечивали, но ровно в той степени, чтобы при необходимости списать очередную пропажу на криминальные банды гробокопателей.

Эхнатон явно пытался поломать подобную систему, проведя реформу, при которой он совмещал бы функции главы государства с функциями главы церкви. И действовал он, вероятно, достаточно напористо и энергично, иначе не правил бы 17 лет и не построил бы свой город солнечного бога. Однако жрецы смогли отразить эту атаку, восстановить позиции и перейти в контрнаступление.

О результатах можно судить по Рамсесу II, который считается едва ли не величайшим фараоном в истории Египта. На самом деле эта репутация была дутой, а главным его успехом было то, что, сдав позиции жрецам, он поставил рекорд по продолжительности правления (1279-1213 годы до нашей эры). Конкретные же достижения оказались весьма скромными: войны заканчивались не слишком удачно, а экономика задыхалась из-за нехватки средств, притом что жрецы усиленно наращивали свои капиталы.

Ради справедливости надо сказать, что Рамсес II, видимо, пытался действовать по сценарию Эхнатона, основав новую столицу Пер-Рамсес (полное название переводится как «Дом Рамсеса, любимого Амоном») и попытавшись по новой раскрутить культ основательно подзабытого бога Птаха. Но жрецы быстро поставили фараона на место, ограничив строительные амбиции и сохранив столичный статус за Фивами. В качестве компенсации жрецы обеспечивали Рамсесу II пиар в рисунках и надписях, украшающих стены храмовых комплексов, но после его кончины Египет вступил в период уверенного заката.

Подорвав своей алчностью экономику, жрецы обнаружили, что Египет не может эффективно противостоять внешнему давлению, да и внутри страны началось социальное брожение.

В начале XI века до нашей эры кризис усилился настолько, что фактическим правителем при слабовольном Рамсесе XI стал военачальник Панехси. Однако навести порядок он не смог, так что жрецам пришлось самим начать борьбу за спасение страны, которая была для них и Родиной, и дойной коровой.

После кончины Рамсеса XI фараоном стал верховный жрец бога Амона, Херихор. По сути, он совершил то, к чему стремились многие из его предшественников, сосредоточив в своих руках власть светскую и духовную. Но было уже слишком поздно.

После его кончины в 1074 году до нашей эры Египет вступил в пору смут, которая завершилась только в VI веке до нашей эры после завоевания сначала персами, а потом Александром Македонским.

В 321 году до нашей эры власть в Египте захватил Птолемей — один из сподвижников Александра. Местные верования он сильно разбавил эллинизмами и жречество близко к власти не подпускал, зная, чем такие игры закончились для его предшественников. А пирамиды ему постоянно об этом напоминали.

Журнал: Загадки истории №44, октябрь 2022 года
Рубрика: Историческое расследование
Автор: Олег Покровский

Источник: ufospace.net

  • vkontakte
  • facebook
  • googleplus
  • twitter
  • linkedin
  • linkedin
Назад «
Вперед »