Икона «Нерукотворный образ» Иисуса Христа, или Спас Нерукотворный, является одной из главных христианских святынь. Этот образ почитается как первая икона, чудесным образом запечатлевшая лик Спасителя. Существует две основные версии происхождения Нерукотворного образа.
Согласно восточному преданию, образ возник в результате переписки Иисуса Христа с царем Эдессы Авгарем. По просьбе Авгаря, Иисус вытер лицо платом, на котором чудесным образом отпечатался его лик. Этот убрус с изображением лика Спасителя, получивший название Мандилион, стал первой иконой.
Две основные версии происхождения Нерукотворного образа
Существуют две основные версии происхождения чудотворной иконы «Нерукотворный Образ» Иисуса Христа. Первая — восточная легенда об убрусе царя Авгаря, вторая — западная легенда о плате Вероники.
Согласно восточному преданию, икона явилась в результате чудесного отпечатка лика Христа на убрусе. Царь Эдесский Авгарь V, страдавший проказой, послал к Иисусу художника, чтобы тот написал портрет Спасителя. Однако художник не смог этого сделать из-за сияния, исходившего от лица Христа. Тогда Спаситель умыл лицо, отер его убрусом, и на убрусе чудесным образом отпечатался Его лик.
Согласно западному преданию, возникшему позднее, образ появился на платке, которым Вероника вытерла лицо Иисуса, несшего крест на Голгофу. На платке запечатлелся лик Спасителя со следами крови и страданий.
Таким образом, в основе обеих версий лежит чудесное происхождение иконы, когда лик Христа отпечатался на материи без участия человеческих рук. Отсюда пошло название «Нерукотворный».
Восточная легенда об убрусе царя Авгаря
Согласно восточному преданию, зародившемуся в Месопотамии в первые века христианства, икона «Нерукотворный Образ» Иисуса Христа явилась благодаря царю Эдессы Авгарю V. Эдесса в то время была столицей небольшого государства Осроена на севере Месопотамии (территория современной Турции).
Предание гласит, что царь Авгарь V Уккама страдал проказой и другими тяжелыми недугами. Услышав о чудесах, которые совершал Иисус Христос, Авгарь решил послать к Нему гонца с просьбой прийти в Эдессу и исцелить царя. Посланник должен был также написать портрет Иисуса, чтобы Авгарь мог увидеть Его облик.
Однако, когда художник увидел Христа и попытался написать Его изображение, он не смог этого сделать из-за ослепительного света, исходившего от лица Спасителя. Тогда Христос сам приложил к Своему лицу убрус, на котором чудесным образом отпечатался Его образ. Этот убрус с изображением лика и был передан художником Авгарю вместе с посланием Иисуса.
Согласно церковному преданию, именно этот убрус с отпечатком лика Христа и стал первой иконой Спасителя, получившей название «Нерукотворный Образ», так как изображение возникло не руками человеческими. Авгарь исцелился после того, как приложился к святому убрусу с ликом Христа.
После смерти Авгаря убрус с чудотворным образом хранился в Эдессе как величайшая святыня. В 944 году византийский император Роман I Лакапин выкупил у города эту реликвию за большую сумму денег и торжественно перенес Нерукотворный Образ в Константинополь, где икона находилась вплоть до разграбления города крестоносцами в 1204 году.
Восточное предание об иконе Нерукотворного Спаса было широко распространено на христианском Востоке и получило отражение в трудах многих авторов первых веков христианства. Оно упоминается в сочинениях Евсевия Кесарийского, Ефрема Сирина, Прокопия Кесарийского и других. Кроме того, сохранились апокрифические сказания об этом событии.
Таким образом, восточная версия возникновения иконы «Нерукотворный Образ» Иисуса Христа была широко известна на христианском Востоке и оказала большое влияние на почитание этого святого образа в Православии.
Западная легенда о плате Вероники
Если восточное предание о происхождении иконы «Нерукотворный Образ» появилось в первые века христианства, то западный вариант легенды возник значительно позднее — предположительно в 13-15 веках.
Согласно западному преданию, образ Христа запечатлелся на платке, которым женщина по имени Вероника вытерла Его лицо, когда Он нес крест на Голгофу. Увидев страдания Христа, Вероника подошла к Нему, чтобы утешить и облегчить Его муки.
Когда Христос приложился к протянутому Ей платку, на ткани чудесным образом отпечатался Его лик со следами крови и страданий. Так возник «нерукотворный» образ Спасителя, запечатлевшийся на платке Вероники без участия человеческих рук.
В память о милосердном поступке Вероники, ее именем стали называть изображения Спасителя на платке со следами крови и страданий. Такой тип икон получил название «убрус Вероники» или «плат Вероники» на Западе.
Легенда о Веронике не упоминается в Евангелиях и появляется лишь в более поздних преданиях. Однако образ женщины, которая сострадательно вытирает лик страдающего Христа, получил широкое распространение в западноевропейской живописи и иконографии.
Наиболее ранние изображения «плата Вероники» появляются в западноевропейском искусстве XIII-XIV веков. Самая известная христианская реликвия под названием «плат Вероники» хранится в соборе Святого Петра в Риме.
Почитание Нерукотворного образа в Православии
В Православной церкви икона «Нерукотворный Образ» Иисуса Христа почитается как одна из величайших христианских святынь и важное доказательство православного учения об иконопочитании.
Согласно преданию, эта икона является первым изображением боговоплощенного Христа, созданным не руками человеческими, а Самим Богом. Поэтому образ Нерукотворного Спаса рассматривается как доказательство реальности воплощения Христа и Его человеческой природы.
Кроме того, сам факт существования этой чудотворной иконы, неразрывно связанной с земной жизнью Иисуса, является важнейшим аргументом в защиту иконопочитания. На Седьмом Вселенском Соборе в 787 году ссылки на Нерукотворный Образ приводились как доказательство православного учения об иконах.
Празднование в честь Нерукотворного Образа Христа было установлено в Православии после перенесения святыни из Эдессы в Константинополь в 944 году. Оно отмечается 16 августа по юлианскому календарю.
На Руси почитание Нерукотворного Образа утвердилось вместе с крещением Руси при князе Владимире. Древнейшая сохранившаяся икона «Спас Нерукотворный» на Руси датируется XII веком. Особо чтимый список образа из Великого Новгорода в XVII веке спас Москву от эпидемии чумы.
Таким образом, в Православии Нерукотворный Образ Спасителя почитается как одна из важнейших христианских святынь на протяжении многих веков, а праздник в честь этой иконы является значимым событием церковного календаря.
Основные списки Нерукотворного образа
Хотя оригинал иконы «Нерукотворный Образ» Иисуса Христа, по преданию, был утрачен в 1204 году во время разграбления Константинополя крестоносцами, до наших дней дошло немало списков с этой величайшей христианской святыни.
Один из древнейших и наиболее почитаемых списков Нерукотворного Спаса — икона, написанная в XII веке для Спасо-Преображенского собора Великого Новгорода. Этот образ неоднократно спасал город от врагов и болезней. В XVII веке по просьбе царя Алексея Михайловича икону принесли в Москву, где она избавила город от эпидемии чумы.
Еще один из наиболее почитаемых списков Нерукотворного Образа — икона кисти Симона Ушакова, подаренная им царю Алексею Михайловичу. Образ находился при Петре I во всех его походах и сражениях, включая Полтавскую битву. Сейчас эта икона хранится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга.
Знаменит также Нерукотворный Спас, хранящийся в Генуе. По преданию, после разграбления Константинополя в 1204 году икона чудесным образом оказалась в Италии. Образ датируется XII-XIII веками и написан темперой на холсте, наклеенном на доску.
Нерукотворный образ из Ватикана, хранящийся в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме, также считается одним из ранних списков византийской иконы. Предположительно, он был привезен в Рим из Константинополя в VII веке.
Таким образом, несмотря на утрату оригинала, икона Нерукотворного Спаса остается одной из главных христианских святынь благодаря многочисленным древним спискам, сохранившимся в православных храмах и на Западе.
Нерукотворный образ и Туринская Плащаница
Существует ряд теорий, связывающих две величайшие христианские реликвии — Нерукотворный Образ Иисуса Христа и Туринскую Плащаницу.
Согласно наиболее распространенной версии, Нерукотворный Образ представлял собой часть Туринской Плащаницы — большого куска ткани с отпечатком лика и тела Христа. Предположительно, эта ткань была разделена на части, одна из которых — с изображением лица Спасителя — и превратилась впоследствии в икону Нерукотворного Спаса.
Другая версия гласит, что обе реликвии имеют общий источник — Плащаницу, в которую Христа заворачивали при погребении. Отпечаток лика Спасителя на Плащанице послужил основой как для Нерукотворного Образа, так и для Туринской Плащаницы, созданных позднее.
Источник: fb.ru