31.03.2015 в печати появилось информация, что Россия приступила к морским испытаниям воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). Неспециалистам это краткое сообщение не говорит ничего. А ведь оно знаменует закат эпохи американского господства в Мировом океане.
Фото из открытых источников
До сих пор большинство всех существующих подводных лодки делятся на два типа: атомные и дизельные. Каждая имеет свои преимущества и свои недостатки.
Атомные подводные лодки
С 1957 года атомные лодки являются ударной силой каждого подводного флота. Достоинств у них много: практически неограниченное время пребывания под водой, высокая скорость, глубина погружения, вооружение. Однако все эти достоинства перечеркивает всего один недостаток: шумность.
Сопутствующие атомному реактору турбины, генераторы, насосы, холодильные установки «выдают» подводную лодку. Очень трудно ей стать незаметной. Акустики противника, прослушивая морские глубины, обнаружив АПЛ, отслеживают каждую пройденную лодкой морскую милю.
Дизель-электрические субмарины
Подводная лодка, оснащенная дизельным двигателем, практически бесшумна. Питающиеся от аккумуляторных батарей электромоторы не требуют наличия высокошумного оборудования. Но время нахождения под водой ДЭПЛ всего несколько суток. Лодке необходимо периодически всплывать для подзарядки аккумуляторов. Двигается под водой ДЭПЛ медленно, экономя электроэнергию, ресурс подводного хода не превышает 400 миль.
Тактику определяют ТТХ
Технические особенности лодок определяют и тактику подводной войны. АПЛ может рыскать в океане в поисках добычи или лежать месяцами на дне в ожидании боевого приказа. ДЭПЛ вынуждена полагаться на разведку и выходит на задание, уже имея конкретную цель, зная место и время ее появления. В заданный район ДЭПЛ идет в надводном положении и погружается непосредственно для атаки.
Подводные лодки нового типа
Подводники всегда мечтали о субмарине, с достоинствами АПЛ и ДЭПЛ и без присущих им недостатков. Выход инженеры видели в создании двигателей, не нуждающихся для работы в атмосферном воздухе. Работы над такими двигателями начались еще в начале прошлого века, каждая страна шла своим путем. В 1988 году шведы открыли эпоху ВНЭУ, установив на субмарине «Наккен» воздухонезависимый двигатель Стирлинга.
В 1997 году они начали серийный выпуск субмарин «Готланд», оснащенных ВНЭУ. В 2007 году шведы сдали «Готлиб» США в лизинг. В настоящее время субмарины, оснащенные ВНЭУ, кроме Швеции производятся еще в Германии.
Ответ России
Понятно, что с Россией своими разработками ни шведы, ни немцы делиться не собирались. Поэтому в России пошли своим путем, решив создавать ВНЭУ на основе электрохимического генератора. Разработкой занималось ЦКБ МТ «Рубин». И вот установка создана, прошла стендовые тесты, и военные приступили к морским испытаниям. Следующий шаг – внедрение ВНЭУ.
В отличие от немецкой, российская ВНЭУ обеспечивает более длительное время нахождения под водой – 25 суток против немецких 20. Российская установка гораздо дешевле немецкой. Шумность российской подлодки, оснащенной ВНЭУ, будет ниже чем у «Варшавянки», которую американцы прозвали «черной дырой» за ее «невидимость».
Баланс качнулся в сторону России
И шведские и немецкие субмарины с ВНЭУ по сути являются прибрежными малыми подлодками, выполняющими тактические задачи. Россия же намерена ставить ВНЭУ на «Лады», оснащенные кроме торпед 10 вертикальными пусковыми установками. По утверждению вице-адмирала Виктора Патрушева 4-6 таких подлодок вполне способны контролировать акваторию Балтийского или Черного моря.
Что же касается Индийского, Тихого океанов и Атлантики, то оснащенные ВНЭУ «Лады» создадут ВМФ США в этом регионе серьезные проблемы. И ранее советские дизелюхи умудрялись прорывать защиту американских авианосцев и всплывать на глазах обалдевших американских адмиралов. Только малый запас подводного хода советских подлодок, незначительное вооружение и невозможность находиться под водой более 3-х суток давали американскому флоту шанс сохранять свое преимущество в этих регионах.
Но оснащенные ВНЭУ «Лады» практически обнуляют военно-морскую мощь США. Авианосцы под звездно-полосатым флагом уже не будут гордо плавать где хочу и когда хочу, разнося по всему миру вашингтонскую демократию в бомбовых отсеках своих бомбардировщиков.
Автор: Klim Podkova
Источник: esoreiter.ru